татарский.jpg





Кафедра педагогики и психологии


Кафедра педагогики и психологии была организована в 1991 году. За эти годы пройден сложный путь становления и развития кафедры, создана фундаментальная база для реализации учебного процесса в соответствии с требованиями передовых технологий, а также для дальнейших творческих поисков. Кафедра обеспечивает преподавание цикла базовых психолого-педагогических дисциплин на всех факультетах КазГУКИ: «Общая педагогика и психология», «Социальная педагогика и психология», «Этнопедагогика», «Музыкальная педагогика», всего более 40 дисциплин.

Кроме этого, с 2001 года кафедра становится выпускающей и начинает подготовку студентов по специальности 031300 «Социальная педагогика». С 2007 года осуществляется подготовка по специальности 050706 «Педагогика и психология», с 2010 года по специальности 050400 «Психолого-педагогическое образование» бакалавр.

Возможность анализа широкого круга психолого-педагогических проблем обеспечивается тем, что сотрудники кафедры ведут научные исследования в разных сферах педагогики и психологии. Научные идеи, процесс и результаты исследования обсуждаются на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.

Основные научные направления кафедры:

«Исследование психологических механизмов художественного творчества и восприятия произведений искусства»

«Формирование этнической толерантности у школьников и учащейся молодёжи»

«Артпедагогическое сопровождение воспитания учащихся школьного возраста»

«Развитие духовности школьников»

«Подготовка и участие в внутривузовском конкурсе «Лучший студент по специальности «Социальный педагог»

Кафедра оказывает существенную научно-методическую помощь не только студентам и преподавателям КазГУКИ, но и различным образовательным учреждениям города Казани, республики Татарстан, республики Чувашии, республики Марий Эл, республики Мордовии с которыми заключены двухсторонние договоры о сотрудничестве.

Кафедра педагогики и психологии является организатором студенческих межвузовских олимпиад по педагогике и психологии.

На кафедре созданы все условия для подготовки студентов, способных к самостоятельной научно-исследовательской работе. На кафедре ведётся подготовка аспирантов по специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», и по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», что даёт возможность серьезных научных исследований под руководством доктора педагогических наук, профессора Сироткина Л.Ю.

За все годы работы, кафедра выпустила более 50 специалистов в области педагогики и психологи, социальной педагогики. Защищено более 25 кандидатских диссертаций, подготовлено и представлено к защите 2 докторских диссертации.

В настоящее время на кафедре педагогики и психологии работают:

·     доктор педагогических наук, профессор Л.Ю. Сироткин;

·     кандидат психологических наук, доцент Р.Р. Гарифуллин;

·   кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Леонтьева;

·   кандидат психологических наук, доцент О.И. Мантонина;

·   кандидат педагогических наук, доцент Л.Ф. Мустафина;

·   кандидат психологических наук, старший преподаватель О.Ю. Голубева;

·   кандидат педагогических наук, старший преподаватель Н.С. Аникина.

 

 

Контакты: Адрес: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 3.

Тел: 277-59-17

 

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ.

Заведующий кафедрой.

Сироткин Лев Юрьевич

Доктор педагогических наук, профессор.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук (1996) и Международной педагогической академии (1997). Заслуженный деятель науки РТ (2004).

Научно – педагогическая деятельность Л.Ю. Сироткина продолжается более тридцати лет. Лев Юрьевич закончил Казанский государственный университет, филологический факультет в 1976 году. С 1999 года – заведующий кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета культуры и искусств. С 2001 года кафедра становится  выпускающей и начинает подготовку студентов по специальности «Социальная педагогика». С 2007 года осуществляется подготовка  по специальности  «Педагогика и психология». В 2008 году при кафедре открыта аспирантура по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Л.Ю. Сироткиным подготовлено более 20 кандидатов наук и 2 доктора наук.

Основные направления научно–педагогической деятельности: различные аспекты формирования личности в школьном возрасте и коррекционно–педагогической деятельности; методологические проблемы моделирования  социально–педагогических систем и развития личности школьников; проблематика постгуманизма и т.д.

В последние годы Л.Ю. Сироткин уделяет большое внимание подготовке молодых научных кадров.

Преподаваемые дисциплины:

История образования и педагогической мысли

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Основы педагогики и психологии высшей школы

Педагогические технологии

Теория и методика воспитания

Теория обучения

Этнопедагогика

Основные работы: Школьник, его развитие и воспитание. – Самара: Изд-во СГПИ, 1991. Формирование личности: проблема устойчивости. – Казань, 1-е 1997, 2- изд 1998, 3 - е издание 1999 ( в соавторстве) и т.д.

Всего опубликовано более 50- ти научно-методических работ.


Гарифуллин Рамиль Рамзиевич - кандидат психологических наук, доцент.

Закончил Казанский государственный университет (1984), «Психология» (1991), Психоневрологический институт им. Бехтерева по специальности «Групповая психотерапия» (1991). В 2000 году защитил диссертацию на тему: «Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности». Гарифуллин Р.Р. Разработал: теорию наркозависимости; теорию манипуляционной психологии и психотерапии; концепцию Российской психологической безопасности. Обосновал теоретические положения и задачи новой науки — нанопсихологии. Является основателем постмодернистской психологии. Рамиль Рамзиевич впервые в СМИ внедрил жанр психоаналитического интервью со знаменитостями (проанализировано около 40 персон). Общий стаж работы составляет 28 лет. В 2000-2002 гг. после защиты диссертации преподавал в Казанском социально-юридическом институте. С 2003 года доцент кафедры психологии и педагогики Казанского государственного университета культуры и искусств.

Преподаваемые дисциплины:

Общая психология

Психология кино

Психология творчества

Основные работы: Психология политики — психология блефа: расчет коэффициента блефа при анализе выступлений и интервью в средствах массовой информации — Казань, 1995., О концепции российской психологической безопасности. Вопросы психологии: Вестник научных трудов — 2001, Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. — Школа. — Казань, 2002, Психология блефа, манипуляций, иллюзий. — М.: АСТ, 2007., Опасные психологические ловушки: Культура катастрофы и социальные болезни нашего времени; Психология симулякров и блефа. 2-е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2005, Психологические подходы к проблеме наркомании, Научно-практический журнал «Сибирский психологический журнал», № 35, 2010.

мантонина.JPG

Мантонина Ольга Ивановна

 кандидат психологических наук, доцент.

В 2007 награждена за заслуги в образовании.

Закончила Вологодский молочный институт по специальности инженер-технолог. В 1998 г. закончила аспирантуру Казанского государственного университета по специальности «Психология». В 1999 г. защитила диссертацию «Нравственно-этнические характеристики в структуре формирующейся личности». Стаж научно-преподавательской деятельности О.И. Мантониной составляет более 30 лет.

Преподаваемые дисциплины:

Аддиктивные состояния

Клиническая психология

Клиническая психология

Клиническая психология детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

Методика преподавания специальных дисциплин

Методы активного обучения

Общая психология

Психология управления

Развитие подростка и подростков кризиса

Тренинговая работа с детьми

Основные работы: Психологический мониторинг личностного развития школьников. Практическое руководство. - Казань, 2001 (в соавторстве). Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы. Психологический аспект. Методические рекомендации.- Казань, 2005. Нравственно-этническая направленность формирования личности учителя.- Казань: РИЦ «Школа», 2006. Вопросы укрепления здоровья субъектов образовательной деятельности в системе повышения квалификации работников образования.- Нижний Новгород, 2008. Коммуникативная культура педагога.- Казань, 2010. Формирование ценностных ориентаций личности. Методическое пособие.- Казань, 2010. Изучение интеллектуальной сферы личности детей с ограниченными возможностями.- Самара, 2011. Развитие духовно-нравственной сферы личности. Методическое пособие.- Казань, 2011.


Мустафина Лилия Фаатовна кандидат педагогических наук, доцент.

Закончила Казанский государственный университет, филологический факультет. Специальность филолог-преподаватель. В 1991-1992 году прошла повышение квалификации и получила диплом «Психолог в системе образования». В 2001 году защитила диссертацию на тему: «Общее и особенное в развитии образования татар Поволжья и Приуралья». В 2007 г. получила звание доцента. Педагогический стаж работы более 20 лет.  

Преподаваемые дисциплины:

Возрастная педагогика и психология

Дефектология

История образования и педагогической мысли

История социальной педагогики

История социальной педагогики

Нормативно-правовое обеспечение образования

Общая педагогика

Основы социальной работы

Этнопсихология

Основные работы:

Этнопедагогика. Курс лекций. - Казань: Астория, 2007. История педагогики и образования. - Казань: Астория, 2006. Просвещение татар Поволжья и Приуралья (1917-1935 годы): научное издание / Л.Ф. Мустафина; КГУКИ. - Казань: РИЦ "Школа", 2006. - 99 с.. История педагогической мысли и образования: учебное пособие / Л. Ф. Мустафина; Федеральное Агентство по культуре и кинематографии РФ (М.), КазГУКИ. - Казань: Отечество, 2007. - 128 с. Роль практики в профессиональной подготовке педагога-психолога: Сборник программ для студентов I-III курсов по специальности 031000 "Педагогика и психология" / МГУКИ; Сост. Н.Д. Булатова. - М., 2005. - 23 с.


Леонтьева Татьяна Викторовна кандидат педагогических наук, доцент.

Закончила КазГУКИ, художественно-педагогический факультет по специальности педагог, руководитель (специализация: дирижер, руководитель музыкального творческого коллектива). В 1999 закончила ассистентуру-стажировку Казанской государственной консерватории. С 2000 года преподаватель кафедры народно-инструментального творчества КазГУКИ. В 2008 году защитила диссертацию на тему: «Формирование эстетической культуры подростков средствами народной музыки (на примере учреждений дополнительного образования)». С 2009 года работает на кафедре педагогики и психологии. Общий стаж работы 19 лет.

Преподаваемые дисциплины:

Адаптация детей к ДОУ

Методика и технология работы социального педагога

Музыкальная педагогика

Музыкальная психология

Общая Педагогика

Педагогические технологии

Семейная педагогика

Основные работы:

Эстетическая культура учащихся в условиях трансформации современного российского общества. – Казань: Гран – Дан, 2004. Народная музыка в эстетическом развитии личности.– Казань: Отечество, 2007. Эстетическое пространство народной музыки в воспитательном процессе подростков // «Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради». – 2008.  Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций //Вестник МГУКИ. – 2009. Изучение народной музыки как способ приобщение подростков к культуре своего народа. Коллективная монография– Казань: Отечество, 2011.

Аникина Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель.


Закончила КазГУКИ в 2007 году по специальности «Социальный педагог». В 2011 году закончила аспирантуру в КазГУКИ по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».

В 2012 году защитила диссертацию «Преодоление отклоняющегося поведения сельских подростков средствами воспитания морального выбора». Стаж научно-преподавательской деятельности Аникиной Н.С. 2 года.

Преподаваемые дисциплины:

Дети с трудностями обучения

Социальная подготовка и риски асоциального поведения

Педагогическая антропология

Возрастная педагогика

Психолого-педагогическая коррекция

Социальная педагогика

Педагогическая антропология

Специальная педагогика

Социальная педагогика

Психолого–педагогическая коррекция

Здоровъесберегающие технологии

Основы профориентологии

 

Основные работы:

Нравственное саморазвитие подростков средствами морального выбора - Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2010. – 32 с. Моральный выбор как средство преодоления отклоняющегося поведения у сельских подростков. – Казань: ООО «Багира», 2010.

голубева.JPG

Голубева Ольга Юрьевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель

В 2002 году окончила Казанский государственный университет с присуждением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

В 2005 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности».

Преподаваемые дисциплины:

Основы психологии семьи и семейного консультирования

Психодиагностика младшего школьного возраста

Психодиагностика подросткового возраста

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

Психологическое консультирование

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности

Психотерапия

Социальная психология

 

Основные работы:

Духовные состояния личности и их развитие. – Казань, 2006 . Добро и зло в этической психологии личности. – Москва, 2008. Духовный аспект профессиональной деятельности. – Пенза – Витебск – Москва, 2012. Проблема развития духовности личности профессионала. Ростов на Дону, 2012. Духовность как предмет психологических исследований. – Ростов на Дону, 2012. Личность студента современного социокультурного типа. – Ростов на Дону, 2012. Тренинговая программа развития духовности личности. – Москва, 2013.

 

 


На кафедре осуществляется подготовка специалистов по следующим специальностям

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 031300 – Социальная педагогика

Форма обучения очная.

Квалификация: социальный педагог.

Специальность лицензирована приказом Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 18 января 2002 года

Профессиональная деятельность специалиста социального педагога включает в себя следующие направления:

социальный эколог;

социальный этнолог;

социальный  семейный педагог или работник семейного профиля;

специалист по социальной работе с детьми и молодежью;

школьный социальный педагог;

социальный работник, специализируется на проблемах занятости;

специалист социальной службы или муниципальный социальный педагог.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

научно-методическая;

социально-педагогическая;

воспитательная;

культурно-просветительская;

коррекционно- развивающая;

управленческая.

На данной специальности студенты осваивают следующие дисциплины:

общие основы педагогики;

история социальной педагогики;

общая психология;

педагогическая психология;

социальная педагогика;

основы социальной работы;

социальная психология;

возрастная педагогика;

основы психологии семьи и семейного консультирования

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050706 – ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Квалификация: педагог-психолог

Форма обучения очная.

Специальность лицензирована приказом Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки от 16 февраля 2007 года.

Профессиональная деятельность специалиста педагога-психолога включает:

экспертную деятельность в организации учебно-воспитательного, производственного и общественного процессов, в кадровой политике, в системе управления, в психологии рекламы;

консультативную, диагностическую и коррекционную деятельности по вопросам психического состояния личности, саморазвития и самокоррекции, психологической готовности к школе и профессиональной деятельности, по межэтническим, гендерным, внутрисемейным и т.д. отношениям;

учебно-воспитательную деятельность в дошкольных  общеобразовательных, средних специальных, высших образовательных учреждениях;

культурно-просветительскую деятельность в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;

научно-исследовательскую деятельность по различным направлениям педагогики и психологии.

Видами  профессиональной деятельности специалиста являются:

коррекционно-развивающая;

преподавательская;

научно-методическая;

социально-педагогическая;

культурно-просветительская;

управленческая.

На данной специальности студенты осваивают следующие дисциплины:

  Психология управления

  Основы психофизиологии

  Возрастная психология

  Педагогическая психология

  Психодиагностика

  Психология семьи и семейного консультирования

  Психология труда

  Теория и методика воспитания

  Психология личности

  Психоанализ

  Экспериментальная психология

  История образования и педагогической мысли

  Конфликтология

  Семейная психотерапия

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БАКАЛАВР - ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Форма обучения очная.

·     Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное, инклюзивное);

·     социальную сферу;

·     здравоохранение; культуру.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация.

Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

·     психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

·     психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

·     социально-педагогическая деятельность;

·     педагогическая деятельность в дошкольном образовании;

·     педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования;

·     технологическая (организация процесса обучения и воспитания на основе педагогической технологии);

·     производственно-управленческая; проектная;

·     научно-исследовательская; образовательная (преподавание педагогики и психологии, подготовка и переподготовка кадров).

На данной специальности студенты осваивают следующие дисциплины:

·              Психология развития

·              Клиническая психология детей и подростков

·              Психология детей дошкольного возраста

·              Психология детей младшего школьного возраста

·              Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

·              Основы педиатрии и гигиены

·              Конфликтология.


Аспирантура по Специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Образовательные дисциплины:

Иностранный язык

История и философия науки

Профессиональные дисциплины

Методология и методика психолого-педагогических исследования

Основы управление педагогическими системами

История педагогической мысли и образования

Специальные дисциплины:

Педагогика и психология высшей школы

Психолого-педагогическая диагностика

Факультативные дисциплины:

НИР

Педагогическая практика

Ассистентская практика

Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации

Итоговая аттестация:

Кандидатский экзамен по иностранному языку

Кандидатский экзамен по философии

Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.


Сведения о студентах, обучающихся реализуемых образовательных программах.

Специализация: Психолого-педагогическое образование (бакалавриат)

1.       Ахатова Эндже Заудатовна

2.       Желтухин Денис Сергеевич

3.       Кирикмасова Кристина Олеговна - староста

4.       Николаева Гузель Камильевна

5.       Николаева Евгения Камильевна

6.       Сафина Гузель Альмировна

7.       Симонов Максим Андреевич

8.       Ступникова Дарья Александровна

9.       Шакирова Алия Жантагировна

 

404 группа

Специальность: Социальная педагогика

1.       Афанасьева Евгения Сергеевна

2.       Булатова Гузель Гашиковна

3.       Валеева Ландыш Ильгизовна

4.       Гузайрова Альбина Радиковна

5.       Зайцева Елена Юрьевна

6.       Ибрагимова Диляра Наилевна

7.       Камалиева Лейсан Наилевна

8.       Мазитова Лейсан Салаватовна – староста

9.       Милин Андрей Олегович

10.     Мифтахова Ильмира Ильшатовна

11.     Садриева Алсу Надировна

12.     Соколова Ольга Викторовна

13.     Салихова Эльвира Хамитовна

14.     Титова Елена Владимировна

15.     Шайнурова Лена Ниязовна

16.     Шатрова Тамара Владимировна

Группа 494

Специальность: Педагогика и психология

1.       Бадрутдинов Рамиль Шамилевич

2.       Бубнова Лилия Ренатовна

3.       Гарипова Диана Наилевна

4.       Давлетбаева Алсу Рафаэлевна

5.       Евсеева Евгения Владимировна – староста

6.       Корнилова Екатерина Дмитриевна

7.       Макурин Сергей Александрович

8.       Потапова Оксана Анатольевна

9.       Рахимзянова Динара Идрисовна

10.     Рахманкулов Марат Айратович

11.     Фаухетдинова Айгуль Айнасовна

12.     Шалина Елена Евгеньевна

13.     Шалина Людмила Евгеньевна

14.     Шишова Алина Александровна