татарский.jpg

История факультета музыкального искусства

В начале 1968 г. Татарский обком КПСС обратился в центральные органы власти с предложением об открытии в Казани высшего учебного заведения по подготовке кадров для культурно-просветительных учреждений средневолжских автономных республик. 9 февраля 1968 г. Совет Министров РСФСР, рассмотрев обращение из Казани, принял Постановление №77, в котором указывалось: «Просить Министерство высшего и среднего специального образования СССР и Министерство культуры РСФСР открыть 1 сентября 1969 г. в городе Казани Татарский филиал Ленинградского государственного института культуры им.Н.К.Крупской», 4 июня того же года Министерство культуры РСФСр своим приказом №570 распорядилось открыть в Казани названный филиал.


Главная задача филиала с первых дней существования – стать региональным центром подготовки высокопрофессиональных кадров сферы культурно-просветительной работы и библиотечного дела для республик Среднего Поволжья, таких как Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, более 30 областей Российской Федерации, а также других регионов, в которых проживают компактные группы татар.


На должность директора филиала Татарский обком КПСС рекомендовало бывшего инспектора ОК КПСС, только что закончившую учебу в Академии общественных наук при ЦК КПСС Р.А.Шамсутдинову. С первых же дней работы Р.А.Шамсутдинова проявила огромные организаторские и профессиональные способности. За короткое время руководства деятельность. Учебного заведения она сумела создать коллектив единомышленников, привлекла к работе известных специалистов, выпускников аспирантуры из Казанского государственного университета и выпускников Казанской консерватории.


Для более интенсивного руководства учебным процессом в филиале были созданы библиотечный факультет (декан – опытный организатор, воспитавший несколько поколений учителей в КГПИ, доцент М.Г.Попов (ноябрь 1970 г. – май 1986 г.)) и факультет культурно-просветительной работы (деканы – старший преподаватель А.Н.Митрофанов (август 1971 г. – сентябрь 1972 г.) и кандидат исторических наук Н.Н. Кучерявенко (сентябрь 1972 г. – сентябрь 1976 г.)). Библиотечный факультет осуществлял подготовку специалистов в области библиотековедения и библиографии (специальность 21.13) по двум специализациям: «Библиотекарь-библиограф массовых и научных библиотек» и «Библиотекарь-библиограф детских и школьных библиотек». Культурно-просветительный факультет готовил культпросветработников (специальность 21.12) по следующим специализациям: «Режиссер самодеятельного театрального коллектива», «Хоровое дирижирование», «Оркестровое дирижирование», «Хореография».


В 1970 г. кафедра хорового дирижирования, в том числе отделение оркестрового дирижирования, а в 1972 г. и кафедра хореографии открыли свои аудитории для студентов первого набора. На первый курс филиала ЛГИК им.Н.Крупской были зачислены лучшие выпускники культурно-просветительных училищ, средних общеобразовательных школ, молодежь со стажем работы на производстве – активные участники художественной самодеятельности из республик Среднего Поволжья, Башкирии и других регионов страны. Среди них – будущие яркие вузовские педагоги, солисты (Ф.Т.Арсланеова, Л.Б.Вильданова, С.Д.Сентябов, В.М.Закамская), известные дирижеры и музыканты (Р.Г.Гумеров, Р.А.Мустафин), руководители хоровых, хореографических коллективов (З.З.Зайнуллина, Р.Т.Мусин, Н.И.Кретов, А.Н.Музыкантов, И.В.Имгунов). Студенты занимались по учебному плану Министерства высшего и среднего специального образования СССР, утвержденному 24 августа 1964 г. № 77К/Д, рассчитанному на четырехлетнее обучение.


Ярко проявил себя как организатор заведующий кафедрой Д.А.Кутдусов. Принципиальность руководителя, его профессиональная требовательность к делу на долгие годы определили лицо кафедры. Основное внимание со дня основания кафедры было направлено на хоровой класс. Осваивались различные формы его организации: курсовые, общие, однородные, смешанные. Озвучивался богатейший музыкальный материал классиков: зарубежных, русских и татарских композиторов. Немало сил отдали хоровому классу педагоги кафедры Р.И.Сулимов, Е.П.Курлов, А.В.Кибяков, Н.Г.Цикунова и др. Учебные хоры не только воспитывали вокально-хоровые навыки студентов, они были и постоянной базой практики для защиты государственных экзаменов выпускниками. При некоторых кафедрах создавались методические секции и отделения. Так, на кафедре хорового дирижирования работало отделение оркестрового дирижирования, заведующей которого была Л.Н.Коновалова, позднее – В.В.Косинов. Методическую работу на кафедрах возглавляли такие опытные педагоги, как В.Г.Салова, З.И.Усманова-Гизатуллина, Ю.А.Анисимов, Л.Ф.Файзуллина, Ф.И.Мустафин, А.И.Богаданов, З.И.Фатхуллигн, А.С.Соколов и др.


В связи с ростом числа студентов возникла необходимость в пополнении состава педагогов. В 1972/73 учебном году в коллектив пришли новые специалисты: Е.М.Сазонкин, Л.В.Вашкевич, Л.Н.Сазонкина, А.М.Касаткин и др. В филиале стал преподавать по совместительству с основной работой в Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая выдающийся дирижер, народный артист СССР, профессор Натан Григорьевич Рахлин. Магнетическая сила его личности оказывала особое влияние на начинающих музыкантов, хоровиков, получивших от Мастера заряд вдохновения и незабываемые уроки мастерства.


В соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 23 октября 1973 г. №1077 Казанский филиал Ленинградского института культуры им.Н.К.Крупской 1 января 1974 г. был преобразован в Казанский государственный институт культуры.


С 1976 г. в институте на базе образовался факультета культурно-просветительской работы образовалось два самостоятельных: факультет культурно-просветительной работы №1 (деканом был избран Заслуженный деятель искусств ТАССР, зав.кафедрой хорового дирижирования, и.о.доцента Д.А.Кутдусов) и культурно-просветительной работы №2 (деканом факультета избран молодой перспективный ученый, кандидат педагогических наук Н.Ф.Максютин). Учитывая многочисленный контингент студентов, на факультет ввели должность заместителя декана. Им стал старший преподаватель кафедры хорового дирижирования, неординарная личность, талантливый педагог, принципиальный организатор Е.П.Курлов, который с большим энтузиазмом вел работу со студентами.
Однако через год Министерство культуры России издало приказ №173, в котором предложило руководству института воссоздать из двух существующих творческих факультетов один факультет по специальности 21.12 «Культурно-просветительная работа» со следующими кафедрами: режиссуры и мастерства актера, культурно-просветительной работы, хорового дирижирования, оркестрового дирижирования, хореографии, фортепиано. Деканом факультета был назначен доцент Д.А.Кутдусов, а его заместителем – кандидат педагогических наук Н.Ф.Максютин.


Особенно выделялись хоровой коллектив (руководитель и.о.доцента Д.А.Кутдусов), оркестр народных инструментов (руководитель старший преподаватель А.И.Шутиков), хореографический коллектив (руководитель и.о.доцента Н.Д.Юлтыева). Концертные выступления этих коллективов проходили на высоком профессиональном уровне, пользовались успехом у широкой общественности и специалистов. Большой популярностью у населения пользовался студенческий танцевальный ансамбль. Об успехах указанных коллективов писала республиканская печать, о ней одобрительно говорили, транслировали выступления по радио и телевидению. Именно поэтому они вполне заслуженно привлекались для выступления в наиболее представительных концертных программах и залах. Серией отчетных концертов, состоявшихся во дворцах культуры, рабочих клубах, в учебных заведениях, в концертных и театральных залах Казани, было отмечено 55-летие образования ТАССР.
В середине 70-х гг. оркестр народных инструментов дал концерты не только в Восточных районах страны, но и в Большом концертном зале филармонии им.Д.Д.Шостаковича в Ленинграде, во Дворце культуры Московского института культуры, в актовом зале Казанской консерватории и т.д.


Преподаватели творческих кафедр вели интенсивную индивидуальную исполнительскую деятельность. Созданное на кафедре оркестрового дирижирования инструментальное трио, редкое по составу, успешно выступало перед большой аудиторией – на предприятиях, в школах, для тружеников села.
Молодые преподаватели, прежде всего выпускники консерватории и института культуры, влившиеся в коллектив и не имевшие педагогического стажа, приобрели бесценный опыт. Их творческий и педагогический потенциал был реализован наилучшим образом. Особенно успешно проявили себя В.Д.Булгаков, М.П.Файзулаева, А.И.Шутиков, Е.В.Белобородова, Р.И.Сулимов, В.П.Терехова, А.А.Якупова и др.


В начале 80-х гг. институт получил хорошее пополнение педагогического состава из числа своих выпускников. На кафедрах работали талантливые выпускники и молодые специалисты: Л.М.Андрякова, И.Н.Анискина, Г.Р.Габдельганеева, Р.С.Гарифуллина, М.С.Мубараков, Г.Х.Калимуллина, Д.В.Шамсутдинова, И.Н.Феклина, Л.Б.Хасанова, В.М.Закамская, Р.Ф.Тазетдинов, М.А.Яхъяев, С.Д.Сентябов, В.А.Белов и мн. др.
В 1988 году деканом культурно-просветительного факультета становится доцент Е.П.Курлов. Значительные преобразования структурного и учебно-педагогического направления позволили открыть и утвердить новые специализации на творческом факультете. В соответствии с письмом Министерства культуры РСФСР от 16 апреля 1991 г. № 01-97/ 16-15 «О совершенствовании подготовки кадров культуры и проведении приема в вузы культуры» вместо специальности «Педагог различных видов искусства» утвердили новую специальность «Художественное творчество» со специализациями: академическое хоровое пение, народное хоровое пение, народные музыкальные инструменты, хореография и режиссура самодеятельного театра.


Кроме того, на оркестровом отеплении открыли специальность «Инструментальное исполнительство», а на театральном отделении по специальности «Актерское мастерство» - специализацию актер татарского профессионального театра.


Деканом художественно-педагогического факультета вместо способного организатора, высокопрофессионального педагога, требовательного к студентам доцента Е.П.Курлова был назначен бывший ответственный секретарь приемной комиссии И.М.Миргалимов; кафедрой хорового дирижирования возглавил яркий музыкант, доцент Р.И.Сулимов; кафедрой оркестрового дирижирования – прекрасный знаток оркестровой музыки, доцент А.А.Аминев.


В первой половине создано и работало 20 учебно-творческих коллективов: академический хор (руководители: старшие преподаватели Н.П.Цикунова, В.Д.Дьяконов), татарский хор (руководитель выпускник института, ученик заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР, профессора Д.А.Кутдусов, М.Г.Яхъяев), народный хор (руководитель заведующий кафедрой хорового дирижирования, доцент Р.И.Сулимов), оркестр народных инструментов (руководители: заведующий кафедрой, заслуженный работник культуры РФ А.А.Аминев, доцент Е.В.Белобородова, старшие преподаватели МП.Сергеев, В.П.Терехова), инструментальные ансамбли (руководители: старшие преподаватели Ш.С.Шамгунов, Г.В.Волков, В.П.Волобуев, А.Шигапов, Л.Н.Сазонкина).
В 1990 г. были переименованы творческие факультеты (КПР-1 и КПР-2): они стали называться художественно-педагогическим и культурологии.


Учитывая положительные сдвиги в ориентации института в сторону искусства, Совет Министров РСФСР издал распоряжение от 10.07.1991 г. №737 о переименовании Казанского государственного института в институт искусств и культуры. В связи изменением статуса вуза основные усилия коллектива были направлены на переосмысление концепции вуза искусств и культуры в соответствии с изменениями экономической и социокультурной сфер.


Все выпускающие кафедры и деканаты переориентировали структуру подготовки специалистов. Так, например, кафедра оркестрового дирижирования стала готовить специалистов по трем направлениям: народного музыкального искусства, эстрадного музыкального искусства, национального музыкального искусства: кафедра хорового дирижирвоания переориентировала подготовку специалистов также по трем направлениям: академическое хоровое пение, народное хоровое пение и отделение татарской музыки.

Кафедры факультета в 90-е гг. принимали участие в госбюджетных программах РФ и РТ, а также по научной тематике кафедр согласно профилю:


- Кафедра хорового дирижирования – «История и теория мировой хоровой культуры». Руководитель доцент Р.И.Сулимов.
- Кафедра оркестрового дирижирования и фортепиано – «Интерпретация музыкальных произведений». Руководители: доцент А.А.Аминев, доцент А.А.Игламова.
- Кафедра хореографии – «Танцевальная культура народов Поволжья». Руководитель профессор Н.Д.Юлтыева.
Преподаватели на основе материалов экспедиций создавали авторские курсы художественного образования. Особенно успешно использует материалы фольклорных экспедиций по изучению традиций народов края в своей преподавательской деятельности доцент кафедры хорового дирижирования, заслуженный деятель искусств РТ Н.П.Кузьмина.

Образован в 1971 г. как факультет культурно-просветительной работы, преобразован в 1990 г. в художественно-педагогический факультет, в 2002 г. переименован в факультет музыкального и хореографического искусства, в 2006 г. переименован в факультет музыкального искусства.

Деканы факультета:
1971-1972 гг. – Митрофанов Анатолий Николаевич, старший преподаватель;
1972-1976 гг. – Кучерявенко Надежда Николаевна, кандидат исторических наук;
1976-1987 гг. – Кутдусов Джавид Абдраимович, профессор;
1988-1990 гг. – Курлов Евгений Павлович, доцент;
1991-1999 гг. – Миргалимов Ильгизар Миргазимович, доцент;
1999-2006 гг. – Сазонкин Евгений Маратович, и.о.профессора;
2006-2007 гг. – Павлова Ираида Юрьевна, доцент;
с 2007 г. по н.в. – Гордеева Татьяна Юрьевна, доцент.